Время снесли — останутся только даты. Зиму снесли — останется только снег. Люди ушли — останутся только фото. Дачу снесли — останутся только сны. (с) Умка
Утром выехали из Мариенхамна на восток в сторону Лемланда. С грустью прощались с городом, в котором прожили две ночи, ведь внезапно оказалось, что успели привыкнуть к нему, а еще, что почти все наше путешествие - позади, а впереди лишь чуть-чуть Аландских островов и долгая дорога домой. За эти два дня, кажется, успели отвыкнуть от велосипедов и поначалу приходилось опять приноравливаться, устраиваться поудобней в седле, вспоминать подходящий темп вращения педалей, привыкать к быстрой, как на перемотке, смене картинок и пейзажей вокруг, но потихоньку, по чуть-чуть, мы снова вошли в ритм путешествия и теперь уверенно двигались к новым островам и непокоренным местам Аландских островов.
Как это обычно и бывает ближе к концу путешествия - многие места мы просто пролетали, никуда не сворачивая, не ведясь ни на какие заманчивые указатели, хотя если начистоту, то никаких особо заманчивых указателей нам и не попадалось вовсе. Должно быть, самые интересные места достались другим островам архипелага, а здесь лишь снова вилась под колесами привычная лента асфальтовой дороги с легким розоватым отливом, с лесами и полями по обе стороны, которые иногда сменялись видами на такие родные и знакомые красные рыбацкие сараи и искрящиеся в солнечных лучах морские заводи. По дороге до Лемланда мы успели объестся земляникой и спасти овечку, которая неосмотрительно выбралась из-под ограды и бродила вдоль шоссе. Нам ничего не оставалось, как окружить ее, наброситься и съесть поймать, чтобы перекинуть обратно через забор. Всё это сопровождалось истошным блеянием, полным ужаса и непонимания, но, оказавшись по ту сторону изгороди, овечка тут же забыла про свои приключения и вновь принялась за еду.
«Дельный совет №40: По дороге не откажите себе в удовольствии полакомиться дикой земляникой.»
Ярмарка в Фёглё
Мы решили построить свой маршрут до большой земли так, чтобы зацепить побольше маленьких обособленных островов по пути, которые связывают между собой всё те же бесплатные аландские паромы, нарульные браслеты-пропуска к которым мы бережно лелеяли и охраняли от плохой погоды. Хотя, стоит заметить, что первые (и единственные) признаки "плохой" погоды проявились за все путешествие по Аландским островам только вчерашним утром в Мариенхаме (да и только недолго), а все остальное время нас не переставало радовать солнце. Как и сегодня! Сверившись с карманным расписанием маленьких аландских паромов, мы решили посетить остров Фёглё (Föglö, проехать его насквозь и на другой стороне поймать проходящий паром, который уже довез бы нас до Финляндии. Поэтому в комунне Лумпарланд мы свернули с основной трассы в сторону Svinö и уже в 14:30 сели на паром, который переправил нас на остров Фёглё, где уж совсем неожиданно мы попали на «Föglö-dagen», праздник села на рыночной площади. С толпой народа, прилавками с оладьями, вафлями, разведенным в воде сиропом, кислым компотом, булочками, хлебами, тянучками, сосисками, клубникой, жареной рыбой и другими всевозможными угощениями, а рядом - букинистика, посуда, одежда, лоскутные одеяла и всяческий прочий хлам, залежавшийся дома. И все это в сопровождении музыки, гитары и трех аккордеонов, на которых играют дедушки за 60 - колоритные, и похоже без репетиций и прочих заморочек - их просто привезли в кузове красной машины и они запели-забренчали, народное и известное всем без исключения аландцам. В центре площади скамьи и столы - люди едят, пьют и подпевают; рядом зычно проходит аукцион - продают картины и модельки парусных кораблей. Всё вокруг сливается в шум, белый, правильный, рыночно-праздничный, каким он был сто лет назад на таких фестивалях и каким остается теперь, но только здесь, потому что здесь время замерло. Атмосфера неповторимая, нереальная и в то же время такая естественная... И странно бы было, если бы не так!
«Дельный совет №41: Спланируйте свое путешествие так, чтобы случайно попасть на традиционный сельский праздник в одной из аландских деревень.»
"С 13 до 16" гласит растяжка на рыночной площади. И действительно, как в Золушке, по истечению времени ярмарка окончена - за считанные минуты все прилавки разобраны и их увозят; музыка, гам и люди - всё в мгновение исчезает. Мы - тоже. Вновь взбираемся на велосипеды и едем на поиски Föglö kyrka - вроде лишний крюк всего в три километра, но уже дается с трудом, хотя церковь того стоит - оказалась одной из самых живописных за все наше путешествие.
Про паромное расписание
Знали ли мы тогда, что следующий крюк окажется не в три, а в целых тридцать километров?.. Нет, в в тот момент мы еще не подозревали, какую штуку провернут с нами гостеприимные Аландские острова напоследок. Но мы не в обиде, честно. Мы сразу поняли, что вы (как и мы) просто-напросто не хотели расставаться. Разве на такое обижаются? А дело было вот как. От церкви мы пересекли весь архипелаг острова Фёглё до конечной точки, откуда должен был отправиться вечером проходящий паром, но конечная точка выглядела крайне подозрительно и не очень обитаема. В смысле еще менее обитаема, чем все другие причалы на Аландских островах. И самое главное - безлюдна. Не только здесь, но и на ближайшие несколько километров вокруг не было ни души.
Тем не менее мы уверенно слезли с велосипедов и стали дожидаться нужного времени, искренне полагаясь на точность и безукоризненность аландских паромных линий. Но вот когда время подошло к точке Х, потом медленно перевалило за нее и поползло дальше - вот тогда, только тогда, мы и в самом деле заподозрили что-то неладное. И да, всё опять свелось к нашим недостаточным познаниям в шведском языке, и чуть-чуть - к невнимательности. Потому что в расписании у выбранного нами парома стояла сноска. И ведь учит же нас жизнь всю жизнь: читайте сноски! Да-да, те самые мелким шрифтом, который почти не разобрать, но нет - все-таки прокололись. Как выяснилось, этот паром то ли останавливается здесь только по особым случаям, то ли по предварительному сигналу семафора... Но сегодня нам отсюда было явно никуда не уплыть, но и прозябать в столько несчастливом месте тоже не очень-то хотелось. Поэтому мы вновь оседлали железных коней и покатили обратно в Фёглё, крутя педали изо всех сил, чтобы поскорее исправить досадное недоразумение, в которое сами же и вляпались. И мы все-таки успели на последний паром, отходивший обратно в большому Аландскому архипелагу и уже на закате пересекли пролив и вернулись в Svinö, где нашей маленькой команде вновь предстояло разделиться: Таня отправилась навстречу приключениям обратно в Мариенхамн, а мы с Дерри повернули направо и на остатках последних сил добрались до лумпарландского порта Лонгнас (Långnäs), где утром нас должен был забрать паром до Большой Земли.
«Дельный совет №42: При изучении паромного расписания, не забывайте про сноски и мелкий шрифт.»